Темы и вопросы, которые рекомендуется обсуждать юношам и девушкам друг с другом перед тем, как создавать свою семью
I. Основы семьи
- Для чего нам нужна семья?
- Дети — сколько, когда и для чего они нужны?
- Будем ли мы делить домашние дела и заботы на мужские и женские?
- Как и чем мы будем питаться, кто будет готовить?
- Кто будет вести финансовые дела в семье, будет ли у каждого возможность иметь «свои» деньги?
- Что будет в семье на первом месте: материальное или духовное?
- Как мы будем относиться к религиозным воззрениям друг друга?
- К кому каждый из нас будет обращаться за советом или помощью, если между нами произойдёт конфликт?
II. Отношения с родственниками
- Как часто мы будем общаться с родительскими семьями?
- Будем ли мы участвовать в родовых семейных праздниках, отмечать юбилеи, встречать Новый год и другие события?
- Насколько мы будем разрешать своим родителям или другим родственникам вмешиваться в наши семейные дела, давать советы, ставить нам свои условия?
- Будем ли мы просить родителей о помощи?
- Будем ли мы помогать родителям, если они и не просят нас об этом?
- Будем ли мы поручать воспитание своих детей нашим родителям?
III. Отношения с друзьями
- Должны ли мы сохранять и поддерживать отношения с друзьями детства, одноклассниками?
- Что мы будем делать, если наши мнения по отношению к нашим прежним друзьям расходятся?
- Знаем ли мы о том, что мнения наших прежних друзей о нас могут измениться в соответствии с нашим новым статусом?
IV. Воспитание детей
- Отдаём ли мы себе отчёт в том, что дети — это продолжение нашей любви?
- Известно ли нам о том, что, при прочих равных условиях, дети, рождённые летом, растут более здоровыми, умными, и их семейная жизнь складывается более удачно?
- Знаем ли мы о том, что воспитание ребёнка начинается ещё с момента наступления беременности? Будем ли мы пытаться получить информацию об этом от специалистов, по Интернету, из книг и т.д.?
- Имеет ли для нас значение пола будущего ребёнка, будут ли у нас разногласия по этому вопросу?
- Знаем ли мы, какие обязанности по воспитанию детей ложатся на отца, какие на мать, а какие на обоих в равной степени?
- К кому мы будем обращаться за помощью или советом, если у нас возникнут разногласия по вопросам воспитания детей: к родителям, друзьям, Интернету или специалистам, т.е. психологам, педагогам?
- Знаем ли мы, что нам делать, если развитие ребенка, по нашему мнению, мнению родителей или воспитателей детсада, проявляет отклонения от нормы?
- Знаем ли мы что-нибудь о роли родителей в периодах проявления детских кризисов?
- Известно ли нам о том, что в дошкольном возрасте основной вид деятельности ребёнка — игра, поэтому учить его жизни лучше всего играя с ним?
- Знаем ли мы о том, что лучшим лекарством от всех неприятностей, в том числе и от болезней, для ребенка являются бесконфликтные отношения между родителями?
- Будем ли мы передавать наше религиозное мировоззрение нашим детям или отложим это на более поздний срок?
- Надо ли поощрять в детях любые виды творчества, включая физкультуру и «труды» в школе?
- Планируем ли мы держать дома домашних животных, птиц или рыбок в воспитательных целях?
- Будем ли мы поощрять общение своих детей с другими детьми и разрешать детям приглашать своих друзей к нам в дом?
V. Работа
- Что для нас работа: заработок средств для существования, средство для самовыражения, вынужденная обязанность, удовлетворение своего любопытства и творчества, бегство от скуки и обыденности жизни, желание приносить пользу семье, родственникам, своему месту жительства, стране, где я живу, своему народу?
- Должны ли мы рассказывать друг другу о своей работе, держать жену, мужа в курсе событий на работе, делиться своими успехами или неприятностями, затруднениями?
- Будем ли мы участвовать в общественных делах (праздниках, олимпиадах, коллективных выездах на отдых) предприятий, организаций, коллективов, в которых работают муж или жена?
- Организуем ли мы дома подборку всех поощрений, наград, которые будут получать муж, жена?
- Должны ли мы рассказывать о своей работе своим детям, водить их к себе на экскурсии (если это практически возможно)?
- Будем ли мы поощрять друг в друге стремлении повышать свою профессиональную квалификацию, помогать в этом всеми силами, брать на себя дополнительную нагрузку в период командировок на курсы повышения квалификации?
- Знаем ли мы о том, что эмоционально окрашенные отрицательные рассказы о своей работе дома оказывают самые печальные воздействия на детей, снижая их желание учиться чему-либо хорошему в садике или в школе?
- Устраивает ли нас наше образование, или мы хотим его продолжить?
VI. Отдых, развлечения в семье
- Как мы будем проводить отпуск, выходные дни: вместе или отдельно? Впоследствии вместе с детьми или раздельно?
- Знаем ли мы любимые занятия друг друга? Что будем делать, если наши интересы не совпадают?
- Как мы относимся к азартным играм (картам, игровым автоматам, лотереям и т.п.)?
- Что нам больше подходит: активный отдых на природе или просмотр телепередач в домашней, спокойной обстановке?
Типичной ошибкой молодожёнов является установка о том, что «самое главное — мы любим друг друга, а остальное всё сложится само собой». Семейная жизнь – это наука, а у любой науки есть свои законы и закономерности, и они проявятся независимо от их признания или непризнания.
Вышеприведённый перечень вопросов направлен на предупреждение негативных ситуаций, которые неизбежно проявляются в процессе совместной жизни молодых людей.
«Предупреждён – значит вооружен» — так гласит древняя мудрость.
Владимир Борзов, психолог-консультант