Практика оказания психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии
Из опыта работы педагогов-психологов с родителями детей, посещающих занятия ЦППРиК «Доверие»
В семьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, как правило, существует множество проблем, значительно снижающих результативность коррекционной работы.
Среди причин низкой результативности можно назвать и собственные, личностные установки родителей, которые в психотравмирующей ситуации препятствуют установлению гармоничного контакта как с ребёнком, так и с окружающим миром.
К таким причинам могут быть отнесены:
- неприятие личности больного ребёнка,
- ожидание и вера в чудо или волшебного исцелителя, который в одно мгновение сделает больного ребёнка здоровым,
- рассмотрение рождения больного ребёнка как наказания за что-либо,
- нарушение взаимоотношений в семье после его рождения.
Проблемы, которые волнуют родителей больных детей, также могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования нормативных правил поведения, а также многие личностные ситуации, в которые оказывается погружён родитель больного ребёнка.
В связи с изложенным, основной целью психологического сопровождения в Центре считается создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей с отклонениями в развитии, формирование положительных установок в сознании родителей.
Психокоррекционный процесс строится с учётом дифференцированного подхода к личностным особенностям родителей детей с отклонениями в развитии.
Для выявления индивидуальных особенностей с родителями проводится собеседование с использованием распространённых диагностик:
- «Генограмма семьи»,
- 16-факторный опросник Кеттелла,
- рисуночные тесты «Нарисуй свою семью», «Несуществующее животное», «Нарисуй своего ребёнка в образе цветка» и т.п.
Как правило, большинство родителей приходят в Центр с достаточно сильными внутренними психологическими напряжениями и даже депрессивными состояниями. Поэтому с такими родителями индивидуально проводятся курсы релаксации и по 8-10 занятий работы с образом, с использованием методов арттерапии и логотерапевтических бесед.
В работе с родителями практикуются также и групповые формы в виде занятий и бесед по общеобразовательному курсу «Психология семейного образа жизни». В течение учебного года по обращению родителей проводятся индивидуальные консультации по вопросам обучения и воспитания детей.
Весьма ценным для родителей является возможность обмена между собою опытом общения со своими детьми. Это позволяет родителям избегать чувства одиночества в своей беде, а положительный опыт других родителей вселяет в них уверенность в улучшении их семейной ситуации.
Владимир Борзов, 2012г.