Мышление: что это и как его развить? (рекомендации детского психолога)

Мышление что это и как его развить (рекомендации детского психолога)_

Cегодня хотелось бы поговорить о развитии мышления у детей, как оно развивается, и о том, как помочь ребёнку в его развитии. Развитие мышления неразрывно связано с практической деятельностью. Мыслительная деятельность считается специфической структурой людского познания. Именно поэтому любой ребенок после появления на свет начинает познавать происходящее вокруг, окружающую среду, суть вещей и природу явлений, разыскивать взаимосвязи между ними.

В немного старшем возрастном периоде малыш учится рассуждать, воображать, фантазировать, измышлять и грамотно излагать личные думы. Поэтому задача взрослого окружения состоит в воспитании и помощи их формированию, а также самостоятельной мыслительной деятельности. Для воплощения такой задачи в реальность взрослым нужно понимать, что встречаются специфические особенности развития мышления. Каждый ребёнок исследует этот мир по-своему, и это нормально.

Выделяется три этапа развития мышления у детей. Первым вырабатывается наглядное или наглядно-действенное мышление. Наглядное мышление — это простейший из известных видов мышления. Его можно заметить у детей раннего возраста, начиная с шестого — восьмого месяца жизни. Примером такого мышления является доставание удаленных предметов путем преодоления физических препятствий на пути к ним.

Второй этап — образное или наглядно-образное мышление. Образное мышление — это процесс познания, при котором в сознании человека формируется мысленный образ, отражающий воспринимаемый объект. Образное мышление реализуется на основе представлений того, что человек воспринимал раньше. Образы при этом извлекаются из памяти или создаются воображением. В ходе решения мыслительных задач эти образы могут претерпевать такие изменения, которые приводят к нахождению новых, неожиданных, неординарных, творческих решений сложных задач.

На третьем этапе формируется словесно-логическое мышление. Словесно-логическое (вербальное) мышление — одно из видов мышления, использующее понятия и логические конструкции. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний из этапов исторического и онтогенетического развития мышления. В его структуре формируются и функционируют различные виды обобщений. Словесно-логическое мышление полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

Владислав Емцов, педагог-психолог