Каждый родитель мечтает о правильной, «чистой» речи своего ребёнка. Путь к правильному звукопроизношению сложен и трудоёмок.
Что такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Необходимы ежедневные занятия артикуляционной гимнастикой, постоянные занятия по введению и закреплению произношения поставленного звука в слогах, словах, предложениях, текстах, и самое главное — в бытовой речи.
Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, — это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в совместную и увлекательную игру.
Уважаемые родители, для вашего внимания я подготовила небольшую подборку игр, которые позволяют автоматизировать звуки в речи
.
«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.
«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).
Скрепки — скрепляем, друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет, если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук (слог, слово, предложение).
Подручный материал – это могут быть пуговицы разных размеров, ореховая скорлупа, фасоль. Например, родитель выкладывает фасоль и ореховую скорлупу в любой последовательности. Ребенок, показывая на предмет, произносит один слог, указывая на другой – второй слог с этим же согласным звуком. Можно нарисовать круги двух цветов, указывая на один цвет, ребенок проговаривает один слог, на второй – другой слог.
«Сокровищница» — емкость с различными предметами (крупами, ракушками, камешками), в названии, одного из которых должен быть автоматизируемый звук. Ребенок с помощью пинцета или пальцами достает необходимый предмет и называет его. Затем считает, сколько же он нашел
сокровищ: одна ракушка, две ракушки, три ракушки, пять ракушек.
«Магазин» — вам потребуются игрушки (киндер-сюрпризы) и бытовые предметы. Вам нужно выбрать те предметы и игрушки, в названии которых есть звук, который автоматизируете, например звук «Л» и несколько предметов на другие звуки. Ребенок должен в «Магазине» купить только те предметы, в названии которых есть звук «Л».
«Строим башню» — вам понадобятся кубики или детали детского конструктора. Нужно назвать как можно больше слов на заданный звук. Ребенок называет слова и строит башню, родители могут принять участие в игре и устроить соревнование «Чья башня окажется выше».
Данные игры способствуют не только автоматизации звуков в речи, но и повышению интереса ребёнка к домашним занятиям, а также развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость.
Учитесь, играя!!!
Учитель-логопед Кулинич М.М.