« Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

« Ум ребенка – на кончиках его пальцев»

В Центр «Доверие» приходят на занятия дети с речевыми нарушениями (с задержкой речевого развития или совсем не говорящие). Родителям этих деток мы всегда рекомендуем обратить внимание на развитие мелкой моторики рук ребенка. И часто мы получаем закономерный вопрос: «Зачем нам мелкая моторика? Нам нужно развивать речь!». Именно руководствуясь необходимостью развивать речь ребенка, мы рекомендуем обратить внимание на способность ребенка разнообразно манипулировать пальцами и кистями.

Развитие мелкой моторики помогает нам «говорить». Если мы обратимся к историческому аспекту развития речи, то увидим, что изначально для общения люди использовали в основном жесты. В дальнейшем они стали сопровождаться вокализацией. Движения рук продолжали совершенствоваться, ведя за собой развитие речи.

Примерно в той же последовательности происходит и развитие речи ребенка. Сначала формируются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция звуков и слогов. Всё последующее совершенствование речевых навыков также во многом зависит от степени натренированности движений рук.

Тренировка движений пальцев и кистей рук способствует улучшению артикуляционных движений, улучшает чувство ритма и координацию движений, подготовку руки к письму и, что и не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и развитием мышления ребенка.

Что мы используем для развития мелкой моторики?

  • Кинезитерапию. Кинезиологические упражнения, направленные на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Лягушка», «Ухо-нос», «Замок». А также упражнения направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.
  • Гидрогимнастику.  Прокатывание, перекатывание, перекладывание в теплой воде различных предметов (например, маленьких фигурок, резинового мячика, одну или двух бусинок, массажеров, палочек, карандашей и т.д.)
  • Су-Джок терапию. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах.
  • Игровые упражнения. Развитию мелкой моторики способствует игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками и т.д.

          Мелкая моторика – не единственный метод, стимулирующий речевое и когнитивное развитие ребенка, но его вклад без сомнения является очень весомым. Игры и целенаправленные занятия обязательно принесут пользу и успех вашему ребенку!

Учитель-логопед Кулинич М.М.