Пусть до 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже совсем скоро начнется. И часто родители оказываются буквально на распутье:
Отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем?
Что лучше – начать школьную жизнь раньше или позже?
Одни говорят «чем раньше начнешь, тем легче будет», а другие утверждают «не стоит лишать ребенка детства».
Кто же прав?
Вообще тут нет общих правил – все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности стать первоклассником…
К школе готовятся зачастую столь же торжественно, заранее покупая портфель, тетради, форму и разные привлекательные мелочи. Но при этом, как правило, забывая главное – психологически подготовить самого первоклассника.
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
1. Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
2. Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).
3. Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям – существует масса специальных тестов. И, разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) вашего ребенка идти в школу.
Но главное – процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным!
Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам «готовности к школе» (иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставя собственный «диагноз») и получают результат – ребенок к школе не готов! О, ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов (или нанимают дорогостоящих репетиторов по пестрящим везде объявлениям «подготовим вашего ребенка к школе»). А в результате… Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет – да он вообще в эту школу откажется идти!).
Ребенок старшего дошкольного возраста к 7 годам, как правило, умеет считать до десяти, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением. Мелкие несоответствия, которые проявляются индивидуально, можно «подтянуть» заранее после собеседования с педагогами той школы, где будет учиться ребенок.
Учитывая все приведенные аргументы, педагоги-психологи Центра «Доверие» не только психологически настраивают на школьное обучение детей, но одновременно консультируют родителей, которые обращаются к нам, с вопросом «Готов ли ребенок к школе?»
Педагог-психолог Петрова О.В.