Домашние игры по запуску речи

Запуск речи у неговорящих детей это сложная многоплановая работа, Большая часть которой осуществляется под руководством специалистов. При этом роль заботливых и ответственных родителей бесконечно велика, так как именно вы, уважаемые родители, будете дома закреплять речевые навыки ребенка. Без многократного повторения не будет результата.

Для развития ребенка важна среда – разнообразные игрушки, предметы его окружающие, и, конечно, сама атмосфера —  спокойная и благоприятная.

Важно ребенка вызвать на эмоции, вызвать у него инициативу. Речь – это не заучивание слов! Мы учим: произносить звуки; грамматике; правилам коммуникации.

Для речевых игр дома подойдут самые простые подручные средства:

1.     В стакан с водой добавить шипучие таблетки витамин С. Вода зашипит – вызываем подражание: Оййй, пшшшш. Можно в эту воду добавить краситель. Полить этой водой на пищевую соду из спринцовки, начнется опять шипение. Спрашиваем: Еще? Дать? Пусть ребенок сам сделает подобные манипуляции со спринцовкой, это полезно для мелкой моторики. Добиваемся повторения эмоций, кивания и слов.

2.     Игры с макаронами: перебирать макароны, сыпать через трубочки со словами: бух, бах, оп, ух! Куда бросишь? Туда? Повтори:   ту — да.

3.     Сухие бассейны с крупами, фасолью, шариками — пересыпаем, бросаем. Сопровождаем словами: Оп, ух, бух, дай, на, еще.

4.  Воздушный шар, маленькие фигурки животных, вода и морозильная камера. Помещаем в шар фигурки животных, наливаем воду, завязываем и убираем в морозилку. Когда шар заледенеет, достаем его из морозильной камеры и извлекаем из воздушного шарика. Далее нам нужны соль и вода. Соль сыпем на лед. Можем отрабатывать глагол «СЫПЬ!». Далее из миски ложкой берем воду и льем ее на ледяной шар. Лед начинает таять. Это же здорово и интересно! Таким образом, мы пытаемся растопить эту глыбу льда и достать животных. Параллельно можно отработать звукоподражания. «МЯУ-МЯУ», «ГАВ-ГАВ», «МУ-МУ» и т.д.

5.     В желтые яйца от киндер-сюрприза/баночки из питьевого йогурта насыпаем крупу, песок, камешки, бусинки, и т. д. Ребенок на слух должен определить пустое яйцо или нет. Далее можно усложнить задачу, чтобы он на слух находил два одинаковых звука.

6.     Фольга. В нее завернем игрушку (например, уточку). Пусть ребенок сам развернет. Кто это? Утя. Где утя? Тут! Где? Вот! Еще? Играем также с другими игрушками (МЯУ, ГАВ, МУ и т.д.).

 Используем также упражнения для развития и укрепления мышц речевого аппарата, для развития дыхания:
*Посылаем воздушные поцелуи; показываем язычок – дразнимся (выглянул язычок и спрятался); надуваем щечки, «лопаем» ладошками;
*Цокаем языком, как лошадка; лакаем молочко, как кошка; двигаем языком по верхней губе вперед-назад, как индюк;
*Звукоподражания (волк воет УУУ, девочка плачет ААА, дудочка дудит ДУ-ДУ-ДУ, киска мяукает МЯУ-МЯУ-МЯУ и т.д.;
*Облизываем Чупа-Чупс (тянемся к нему язычком и шевелим в разные стороны);
*Высовываем язычок, возьмем им конфетку и убираем в ротик;
*Летит снежок (кусочек ваты положите на стол и вместе с ребенком дуйте, кто первый сдует снежок со стола?);
*Бабочка, лети (дуем на висящую бумажную бабочку, чем выше она поднимется, тем радостнее будет ваш малыш);

*Буль-Буль (налейте немного воды в стакан и дайте ребенку соломинку для коктейля; пусть попробует подуть и получить пузырьки, после маленьких «булек», ребенок дует сильно и получает целую бурю!).

Игры просты и незатейливы. Для большинства игр достаточно нескольких минут. Играйте и говорите!!!